Мария Чайковская: “В песне должна быть прежде всего душа”

24 марта в минском баре “БРЮГГЕ” состоялся первый большой концерт украинской исполнительницы Марии Чайковской с презентацией альбома “#целуйменя”. О том, как избежать сквозняков, чего ждать от музыкальных конкурсов и из-за чего можно забыть текст собственной песни – в интервью Bazilik Live.

– Перед прошлым выступлением в Минске, утром, когда только приехала в город, ты гуляла босиком. Это какой-то обряд?

– Обряд ходить по Минску босиком? (смеется)

– Многих удивляет чистота Минска. Не в каждом городе можно так прогуляться по утру. Поэтому…

– Да, Минск чистый город. Мы тогда прогуливались по центральным улицам с другом. Август был прекрасен: просторный город, звук стремительно едущих машин, а под ногами такой теплый асфальт… Я пыталась пройти босиком всюду, где только возможно. Запоминающиеся, светлые дни.

– А на концертах почему босиком? Из-за такого же ощущения свободы?

– Видимо, да. Обувь сковывает меня во время игры на рояле. Без нее я чувствую энергетический контакт с землей, а на концертах – еще и со зрителями. Я хочу, чтобы все мои пальцы были свободны и танцевали так, как им нравится. Однажды на концерте в Москве на клавишную стойку кто-то повесил плотную, бордовую ткань, закрывающую мои ступни. Хоть я и была по традиции босиком, первую часть концерта во мне ощущался дискомфорт. Я долго не могла понять, в чем проблема, чувствуя, что моя исходящая энергия перекрыта. И это не шутки. Я спустилась со сцены в зал и совсем скоро поняла – ткань долой.

– А с точки зрения самочувствия, здоровья? Ведь на сцене всегда есть дверь слева и справа, сквозняки…

– Бытует такое мнение у моих трогательных и переживающих за мое здоровье слушателей. И когда моя мама перед концертом звонит мне, то часто заканчивает телефонный разговор словами “Не бігай, доця, без взуття по кафелю”. (смеется) Холода почти никогда не замечаю, потому что, как правило, нахожусь в обостренном предконцертном состоянии куража. Бывало не редко, что я заболевала. Вследствие этого обзавелась сейчас специально обученными людьми, следящими…

– За сквозняками…

– Да! И за тем, чтобы я перед самым выходом на сцену не стояла на холодном полу. На сцене чаще всего деревянный пол. Ещё коврик мне приносят иногда какой-нибудь красивый. Приятно, спасибо.

– Есть музыканты, которые с собой возят постоянно ковер или еще что-то. Как талисман.

– Решусь предположить, что это происходит во многом из-за эффекта узнаваемости, которая, в свою очередь, для многих людей – синоним комфорта. Вот, например, когда разбираешь и учишь на память музыкальное произведение, ты не просто запоминаешь ноты, а запоминаешь атмосферу и обстановку комнаты, в которой этот процесс проходит. Почему, говорят, в классической и любой другой музыке нужно “обыгрывать” произведение на сцене, как можно чаще. Потому что, когда ты приходишь в новое помещение – тот запах, цвет обоев уже впитались в тебя с музыкой. А новый зал, ощущение не твоего рояля вносят сильный хаос. Раньше я не понимала, почему дома занимаясь, я играю чисто, то есть не беру неправильных нот на инструменте, а на сцене могу сфальшивить. А оказалось дело в том, что дома я всегда занималась без обуви, запоминала это ощущение, а на сцене приходилось играть в обуви… Для меня это принципиальный момент – сняв обувь, я стала играть чище.

Мария Чайковская, Украина, Харьков, Минск, Беларусь

– В декабре прошлого года ты выступила в качестве приглашенного гостя на проекте “Х-Фактор” с оркестром и полным бэндом. Круто прозвучало. Но не боишься, что это будет “отвлекать” людей? Все-таки слушатели могли привыкнуть к сольному исполнителю, к его или ее интимности в каком-то смысле, камерности. А потом на сцене появляется много музыкантов, бородатых мужчин за барабанами и с гитарами, оркестр…

– Бородатых мальчиков. Они еще молодые у меня, юные. И, кстати, без бороды.

– … Не боишься ли, что это будет “отталкивать”? Да, это круто: полный состав, высочайшего класса музыканты, аранжировки. Но история знает примеры, когда слушатели говорили: “Мы привыкли к записям с диктофона, смотреть live-видео. Нам было круто, а сейчас не хватает этой теплоты, коврика…”.

– Ты озвучил то, о чем я в последнее время часто думаю. После выхода альбома продолжилась работа над моими новыми аранжировками, в которых теперь участвую не только я, я и я и Сережа Кондратьев, а еще много единомышленников, мне бы хотелось в это верить. Мы командой, конечно, задействуем все ресурсы, знания, которыми обладаем, чувства. Поставленные задачи ведут к набору большого состава музыкантов, мощному звучанию, которое рассчитано не на маленькие клубы, а большие площадки априори.

Но одновременно работа над такой студийной работой помогла мне прочувствовать насколько мне дороги мои минималистичные, проникновенные, фортепианные партии. Для меня важно, чтобы в песне была прежде всего душа, и лишние ноты не отвлекали бы внимание слушателя от ее первозданного импульса. Поэтому я прекрасно понимаю тех людей, которые любят и ценят те самые диктофонные, домашние записи. И именно поэтому я не собираюсь забывать камерные, акустические варианты исполнения своих песен. Просто, как и всегда в работе, я чувствую, что нужно идти дальше, развиваться и пробовать что-то новое, ни в коем случае не стоять на месте. Профессиональное музыкальное образование закалило и приучило меня продвигаться всегда только вперёд. И поэтому я ловлю любую возможность для развития моей музыки.

– Затронули академическую музыку. А ты когда-то сама принимала участие в каких-либо конкурсах?

– Первый пианистический конкурс случился со мной в 11 лет. Меня тогда крепко дисциплинировала и воспитала подготовка к международному конкурсу. Это был переломный год моей жизни. Помню его лучше многих. Мы поехали в Бухарест с мамой и моим педагогом Колесниковой Еленой Львовной. Атмосфера конкурса и условия пребывания в городе Бухаресте были жесткими, если не сказать жестокими. Моя мама чертила мне на деревянном столе клавиши карандашом и я занималась на нём с учительницей. Когда я прошла во второй тур – мама так радовалась, что у меня аж щеки болели от её поцелуев. (смеется) А перед вторым туром мама произнесла: «Дедушка гараж продал для того, чтоб мы смогли сюда прилететь. Не подведи дедушку и Украину» – шептала мама с молитвословом в дрожащих руках. Тогда эта победа подарила мне не только возможность выступать в больших залах, она подарила веру в себя.

И да. Был еще один конкурс в Киеве. На нём в прямом смысле слова меня «сняли со сцены» во время исполнения экспромт фантазии Шопена при полном зале зрителей… Как сейчас помню панику в жюри. По всей видимости, победители были определены задолго до своих выступлений, а тут возникаю я, гордо представляющая родной маленький городок… Никому особо не хотелось вдруг увидеть, как девочка из ниоткуда может начать менять выверенные планы. Мою игру без всяких объяснений пытались остановить разными звуками, хлопками, словами: «достаточно, спасибо». Но для меня остановить музыку было недопустимо, приравнивалось к смерти! Ибо неписаное главное правило о поведении на сцене гласит – «Хоть потоп, хоть пожар – доиграй до конца». Именно поэтому я не останавливалась, именно поэтому какому-то взрослому человеку ничего не осталось делать кроме того, чтоб выйти на сцену и руками меня из неё извлечь… Помню, как я плакала в Киевской филармонии в фойе в объятиях мамы, которая пообещала мне, что я больше никогда не буду участвовать в конкурсах. И к моему счастью выполнила мама свое обещание.

– Но вот сейчас, например, идет “Голос країни”…

– Я могу понять ребят. Если они талантливы, то это для них отличный шанс выйти на сцену к большой аудитории. По схожей причине в декабре 2015-ого мне было интересно выступить на сцене «Х-Фактора». Мне захотелось в рамках этого вокального проекта сделать что-то особенное – выступить с оркестром, новыми аранжировками, эмоционально сильными, смысловыми песнями.

– Для тех, кто понимает что-то в этом во всем.

– Да, ведь «Х-Фактор» одно из ведущих вокальных шоу Украины. Мне хотелось максимально поработать, показать то, что мне пока не приходилось делать на моих сольных концертах.

– Т.е. желания сейчас как такого просто нет. Наверное, твой нынешний исполнительский уровень уже не обязывает к участию в таких конкурсах. А если бы это был, например, какой-то конкурс…

– Типа “Евровидение”?

– Ну… “Евровидение” это немного о другом. Все-таки “Х-Фактор” или “Голос країни” куда более вокальные конкурсы, нежели “Евровидение”…

– Признаюсь, я думаю о “Евровидении”. О некой возможности спеть отличную песню, представляя свою страну. Ощущение мне это знакомо. Выступать от своей страны – это что-то чистое и прекрасное изначально. Если у меня появится песня, то, может быть, меня можно будет увидеть в следующем году на отборе. Но, опять-таки, не знаю, у меня внутренний конфликт с конкурсами в целом.

В любом случае это не будет какое-то стремительное желание участвовать. Это будет просто какой-то опыт.

– Да.

– Есть свободный четверг. Почему бы не сходить на “Евровидение”?

– Да, похоже на то. (смеется)

Мария Чайковская, Украина, Харьков, Минск, Беларусь

– Вот еще вопрос. Насколько известно, раньше твоей любимой песней была “Пистолеты и розы”. Правда?

– У меня была? Любимая песня?

– Да-да. Твоя любимая песня.

– Была. Да. Правда.

– После выхода нового альбома фаворит изменился? Или все осталось на своих местах?

– Многие композиторы, исполнители часто повторяют, что их лучшая и любимая песня та, которая написана крайней. И я соглашусь с этой аксиомой. Но в итоге мне все песни мои близки.

– Сейчас очень модно использовать хэштэги и тому подобное. Есть ли какое-то слово или, может быть, какое-то словосочетание, которое можно ассоциировать с Марией Чайковской? Если не брать в расчет название последнего альбома “#целуйменя”.

– Есть мнение, что я “пишу саундтреки для дней и ночей”. Специально для Минска я добавила еще слова “для открытых сердец”. Еще с легкой подачи журналистов города Минска ко мне попытались приклеить ярлычок – русалка. Что, к слову, мне нравится… Кстати, о воде и любви, о “Пистолетах и розах” – я действительно дорожу этим прощальным вальсом перевёрнутой грустной частушки.

– Тогда возникает вопрос: а к остальным песням ты как относишься?

– К каждой песне у меня особенное отношение. Некоторые мне очень сложно петь. Ведь во время создания песни я вкладываю все свои эмоции. А далее я выхожу на сцену и нужно снова все написанное прожить во время исполнения, снова проглотить все огненные шары… И это очень тяжело, очень тяжело. А абстрагироваться и просто отыграть концерт не могу и не хочу. По этой причине некоторые песни я просто убираю из программы – не могу их эмоционально выдержать.

– Бывает ли, что забываешь слова песен?

– Да, из-за усталости бывало. Когда я приезжала в город, например, в день концерта… И тогда со сцены звучали другие слова. Скорее всего, я просто сочиняла на ходу недостающие новые слова, а пришедшие на концерт думали, что я забыла старые. (смеётся) Или, к примеру, во время тихого исполнения слышу чей-то призыв “Эй, Наташка, иди скорее сюда – любимая песня, дождались”. И я уже смотрю, где же эта Наташка и интереснее этого уже нет ничего во Вселенной. (улыбается) И из странных грешков за мной числится забывание слов в “Эхо тысячи вокзалов”! Все её знают зачем-то лучше меня. На концерте в Киеве я забыла СВОЙ куплет. Мне было непонятно, как я так могу, а всем очень весело было на меня смотреть и подсказывать текст, к счастью.

Мария Чайковская, Украина, Харьков, Минск, Беларусь

– А есть что-то, чем ты занимаешься или хотела бы заниматься вне музыки?

– Купила себе швейную машинку. Шить нравится, процесс напоминает мне ощущения при создании музыки. Еще готовить люблю. Хотелось бы больше танцевать. Особенно бальные танцы и танго.
Пару песен написала в стиле танго. Горжусь ими. Может быть, когда-нибудь у меня выйдет небольшой ЕР “Танго”. Танго меня захватывает сейчас, огненный период у меня внутри.

– Концерт “Земфиры” в Минске. Почему приехала именно в Минск? Ведь концерты много где проходят.

– Нравится мне Минск. Я в нём всего лишь второй раз, но уже нашла немало ценных друзей в этом городе. В Минске все как-то… Я даже сегодня деньги на столе оставила в гостинице! Ушла и знала, что за мной стоит закон! (смеется)

– Еще есть вопрос о проекте “Рия Эйфо”. В каком направлении он будет двигаться и будет ли?

– Продолжаю писать стихи. И нравится мне это всё больше. Подчеркну – не тексты к песням, а отдельные самостоятельные стихотворения.

– Будет какой-то сборник?

– Да. Я бы хотела их прочесть под свое музыкальное сопровождение. Выглядит это примерно так: я прихожу на студию и по настроению стихотворения, не заготавливая мелодию заранее, играю на пианино музыку, одновременно читая стихотворение, а вся эта красота пишется. Мне кажется такие записи честные и ценные своей сиюминутностью. Ощущать, как движутся буквы, а в них вплетается мелодия… Найдя время и вдохновение всё получится. Кстати, серьезно задумываюсь спеть на белорусском. Есть что-то общее с русским и украинским звучанием слов, потому мне близок белорусский язык.

– Пожелания нашим читателям.

– Любите.

Ссылки:

ВКонтакте
Официальный сайт
facebook
YouTube
SoundCloud
Instagram

Фото – Светлана Ярошук

Видео с концерта в Минске:

Мария Чайковская - Забери меня Bazilik Live

Мария Чайковская – Забери меня

24.03.2016

Мария Чайковская - Не уходи Bazilik Live

Мария Чайковская – Не уходи

24.03.2016

Мария Чайковская - Будь моим мальчиком Bazilik Live

Мария Чайковская – Будь моим мальчиком

24.03.2016

Мария Чайковская - Твой запах Bazilik Live

Мария Чайковская – Твой запах

24.03.2016

Мария Чайковская - Двенадцать Bazilik Live

Мария Чайковская – Двенадцать

24.03.2016

Мария Чайковская - Мосты Bazilik Live

Мария Чайковская – Мосты

24.03.2016

Мария Чайковская - Нитью Bazilik Live

Мария Чайковская – Нитью

24.03.2016

Мария Чайковская - Звезда Bazilik Live

Мария Чайковская – Звезда

24.03.2016

Мария Чайковская - Розкажи Bazilik Live

Мария Чайковская – Розкажи

24.03.2016

Мария Чайковская - Иди ко мне Bazilik Live

Мария Чайковская – Иди ко мне

24.03.2016

Мария Чайковская - Ева Bazilik Live

Мария Чайковская – Ева

24.03.2016

Мария Чайковская - За 5 хвилин Bazilik Live

Мария Чайковская – За 5 хвилин

24.03.2016

Мария Чайковская - Крила Bazilik Live

Мария Чайковская – Крила

24.03.2016

Мария Чайковская - В городе остывших морей Bazilik Live

Мария Чайковская – В городе остывших морей

24.03.2016

Мария Чайковская - Люблю Bazilik Live

Мария Чайковская – Люблю

24.03.2016

Мария Чайковская - Интонации Bazilik Live

Мария Чайковская – Интонации

24.03.2016

Мария Чайковская - Эхо тысячи вокзалов Bazilik Live

Мария Чайковская – Эхо тысячи вокзалов

24.03.2016

Мария Чайковская - Лифты Bazilik Live

Мария Чайковская – Лифты

24.03.2016