Осенью 2016 года группа “Ребус нелишних” выпустила свою дебютную пластинку под названием «Скибидубап». Перед выпуском нового релиза пообщались с Вилей Климкиным о любви, музыке и интернете.

– О чем ваш новый сингл «Совсем ни с кем»?

– Сингл наш про любовь: большую, чистую, искреннюю, но не совсем удачную.

– Как оно зачастую в жизни и бывает.

– Да, поэтому он такой социально направленный, я бы сказал, сингл.

– Почему эта песня была выбрана для записи? Хотелось записать что-то из новенького и еще не изданного или все-таки именно эту композицию видели в качестве нового релиза?

– Сейчас на концертах мы делаем обкатку новых песен. И трек «Совсем ни с кем» пользовался каким-то особенным успехом у слушателей. Поэтому и решили его издать отдельным синглом. Но в ближайших планах у нас еще и запись ЕР.

– Как вы анализируете, какие композиции пользуются успехом у слушателей, а какие нет?

– У нас есть, скажем так, круг первой значимости, туда входят наши жены, подруги, друзья, которые приходят на концерты. И мы слышали довольно много отзывов от близких и не очень близких людей, что эта песня «класс!»: мотив, который запоминается, припев, который не сильно сложный. В общем, все признаки условного хита.

– А были какие-то негативные отзывы касательно именно этой песни?

– Знаешь, мне кажется, негативных отзывов в принципе хватает, но решение группы было вот таким – издать «Совсем ни с кем» отдельным синглом. Тут два момента. Во-первых, мы решили придерживаться определенного курса группы: сами решили, сами сделали. А второй момент – не так много людей высказывает нам свое мнение, пожелания, делятся своим видением процесса.

– Как ты думаешь, почему? Почему люди не делятся своим мнением с музыкантами, более предметным мнением, а не «вы классные» или «вы ни о чем»? И речь не только о слушателях, но и о коллегах музыкантах, критиках, экспертах.

– Для того, чтобы у тебя появилась аудитория, множественность мнений, обсуждения твоей музыки, нужно либо создать некий уникальный продукт, либо это должна быть четко спланированная кампания по его продвижению. Должен быть постоянный вброс. Я сейчас не имею ввиду группы типа «Грибы», которые имеют к музыке весьма условное отношение. В нашем случае с выходом дебютного альбома «Скибидубап» получилось так: материал неплохой и качественно записанный, но какой-то массированной рекламной кампании в его поддержку мы не делали. А чтобы выстрелить самостоятельно, видимо, не настолько это актуальный и уникальный продукт. Поэтому каких-то восторженных откликов и колоссального увеличения аудитории слушателей это не принесло.

– Но вот интересно, как именно вы оцениваете уникальность продукта? Как определить эту самую уникальность?

– Я могу высказать лишь свое субъективное мнение.

– Разумеется, оно и нужно :)

– Придя на последний концерт группы «5’Nizza» в Минске и глядя на то, как под аккомпанемент одной гитары ребята прокачивают зал, четко понимаешь, что этот продукт уникален. У обоих есть свои собственные проекты, но они не уникальны. Просто хорошая качественная музыка. Та же группа «Петля пристрастия», которая широко известна у нас, на мой взгляд, музыкально не уникальна. Но вот лирика Ильи Черепко, болезненная, с социо-культурным подтекстом, которая проникает в мозг слушателю – другое дело.

– Люблю спрашивать у гостей, какие вопросы они задают себе чаще всего. Что мучает группу «Ребус нелишних» по утрам и по ночам?

– Хорший вопрос… Знаешь, мне кажется, у нас все участники коллектива разными вопросами задаются. С одной стороны это хорошо, потому что можно взглянуть на ситуацию под разными углами. С другой стороны – немного плохо, потому что нет общего вектора и все понемногу «тянут» в свою сторону. Иногда бывает довольно тяжело принять общее решение.

Что касается меня… Я думаю о том, что все это нужно было сделать, наверное, на несколько лет раньше. По сути тот материал, который вошел в наш дебютный альбом, он наигрывался годами, и получилась такая антология за 5 лет. Быть может, записав все раньше, тогда, получился бы более громкий релиз и это принесло бы больше плодов. Об этом я думаю. Но это по вечерам. А мысли по утрам… Наверное, «Что с этим делать дальше?». Материал, в принципе, есть, группа боеспособная, но не совсем понятно, какую нишу она занимает. На мой взгляд, звучим мы довольно хорошо, по энергетике – вполне себе подходяще для больших фестивальных площадок. Но в то же время к таким площадкам мы доступа не имеем. И аудитория у нас сравнительно небольшая.

– А как ты думаешь почему? В чем основная причина этой непопулярности?

– Ты знаешь, тут сложно сослагательным наклонением оперировать. Возможно, если бы мы делали мега-крутые перфомансы, это бы привлекло большее количество слушателей, зрителей. Сейчас очень много музыки…

Ее всегда было много.

– Но сейчас особенно.

– Просто сейчас про нее знают благодаря интернету и прочим механизмам.

– Да, сейчас информация стала передаваться на гораздо больших скоростях. Появился доступ к ней. Помимо музыки людям что-то должно запоминаться. Это не мое мнение. Я запоминаю в первую очередь музыку.

– Логично, ты музыкант.

– Но людям неподготовленным нужно что-то еще, что усиливает эффект от музыки: поведение, харизма, видеоряд и прочее. Знаешь, еще такая тенденция появилась, называемая Lo-Fi. Музыка, которая намеренно сыграна и записана не очень качественно, которая дает отсыл к какому-то примитивизму. И это популярно. Вот я не могу этого понять.

– Я не сторонник такого, честно. Если ты показываешь что-то людям, ты должен нести определенную ответственность за это. Касательно Lo-Fi, мне кажется, людям нравится, что стирается некий барьер между ними и их кумирами, что ты слушаешь музыку человека, который живет напротив, он такой же, как и ты. И ты тоже можешь стать музыкантом. Стирается требовательность к материалу. Возьми ту же группу «5’Nizza», о которой уже говорили сегодня. Это качественный проект, качественная музыка, качественный продакшн во всех направлениях. Но как ты думаешь, какую часть публики очень смущало бы, если бы ребята хуже играли или хуже пели?

– Ты хорошее слово использовал – продакшн. Мне кажется, если у тебя есть достойная музыка, то второй неотъемлемый элемент твоей работы – качественный продакшн. Если его нет, далеко не факт, что при наличии даже самой качественной и уникальной музыки, она дойдет до массового слушателя.

– А как дела у вас с радио? Часто ли попадаете в эфир? Ваша музыка, на мой скромный взгляд, вполне подходит под формат многих радиостанций.

– Тут ситуация следующая. Что касается так называемых «альтернативных» радиостанций – «Минск», «Сталіца» – с ними у нас сложились довольно теплые взаимоотношения. Там нас крутят. Что касается других радиостанций, более попсовой направленности, то там сложно представить нашу музыку.

– Но вы пробуете? Или вам сложно представить и на этом все останавливается?

– Я в свое время где-то сам нашел контакты, где-то кто-то поделился со мной. Поэтому рассылкой я занимался. Но на данный момент сложилось все так, как сложилось.

– А как тебе кажется, есть ли вообще у радио будущее в наше время в Беларуси? Как у средства массовой информации. Чтобы люди слушали радио, узнавали музыку по радио, передавали приветы, слушали рекламу.

– Мне кажется, что радио как таковое со временем исчезнет, наверное. А если не исчезнет совсем, то, как минимум, уйдет в интернет. В плане музыки – скорее всего, ее по радио слушают те, у кого она играет фоном в машине или на работе. Вся музыка уходит в интернет, люди уходят в интернет. Это приятно, когда ты, например, едешь в машине с мамой и можешь сказать, что «вот, вот сейчас наша песня звучит». Но не более того.

– А диски? Как у вас с этим обстоят дела?

– Мы сделали небольшой тираж дисков, когда выпускали альбом, и до сих пор его не реализовали. Люди вообще нечасто на наших концертах интересуются этим вопросом.

– Заговорили про диск и что-то вспомнил, как выглядит обложка нового сингла :) Как появилась идея? О чем сингл мы уже знаем, ты рассказал. Но о чем обложка?

– Есть такой замечательный человек, которого мы оба знаем, Вова Малюков из Гомеля. Мы как-то прознали, что он занимается дизайном и оформлением всякого разного. И в наш последний визит в Гомель сказали Вове, что планируем издавать сингл и было бы очень приятно, если бы обложку сделал наш друг. И предупредили, что заплатить не сможем :) Качественный визуал очень важен. И здорово, когда есть те, кто можем с этим помочь, зачастую «фо фри».

А о чем обложка… Глядя на этого пингвина, одиноко стоящего под балконом, возникает стойкое ощущение, что ему-то сегодня точно «совсем ни с кем» светит. То есть, если у кого-то варианты еще могут быть: не самый красивый, не самый успешный, но вдруг паззл сложится… То у этого пингвина напрочь нет перспективы, совсем ни с кем. :)

– Однажды меня попросили для одного российского издания составить подборку белорусских исполнителей, наиболее ярких и запоминающихся. Кого бы назвал ты?

– Сложно, чтобы кого-то не обидеть :) Допустим, Троіца, КРАМА, Серебряная свадьба… Нагуаль… Пусть будет четыре вот эти.

– Чего, как тебе кажется, не хватает белорусской музыке?

– К сожалению, сейчас такой этап жизни, когда люди в основном думают о “поддержании штанов”. Организаторы концертов думают о том, как бы окупился концерт. Прошло то время, когда было много площадок и организаторами двигал энтузиазм и они хотели показать разнообразие белорусской музыки. Все больше и больше скатываемся к тому самому DIY и «сделай себя сам»: сделай себе запись, сделай себе концерт, сделай себе имя. Хотя мы, наверное, никуда от этого и не уходили.

– Что хотелось бы пожелать нашим читателям?

– Мира, добра и любви :)